Лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) предусмотрено Федеральным законом от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Порядок лицензирования установлен Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 №278. Данным Положением также установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии и лицензиату.
На территории Кировской области лицензирование данного вида деятельности осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) в соответствии с:
- приказом Роспотребнадзора от 05.05.2014 №383 «О лицензировании управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»;
- Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденным приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 №773;
- Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности), утвержденным приказом Роспотребнадзора от 27.12.2013 №987.
В 2019 году Управлением рассмотрено 9 заявлений (в 2018 г. – 7), в том числе: 2 – о предоставлении лицензии, 5 – о переоформлении лицензии, 2 – о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности. Все заявления рассмотрены в установленные законодательством сроки.
По поступившим заявлениям Управлением проведены: 3 внеплановые выездные проверки (1 – по заявлению соискателя лицензии, 2 – по заявлениям лицензиатов); 4 внеплановые документарные проверки (1 – по заявлению соискателя лицензии, 3 – по заявлениям лицензиатов). По результатам проведенных проверок нарушений лицензионных требований не выявлено.
Решений об отказе в предоставлении, переоформлении лицензии, в т.ч. отмененных судом, за отчетный период не было.
В 2019 году по заявлениям лицензиатов Управлением приняты решения о прекращении действия 2-х лицензий в связи с прекращением деятельности юридических лиц.
На конец 2019 года на территории Кировской области 43 лицензиата имеют действующие лицензии (на конец 2018 года – 43).
В отношении 5 лицензиатов проведено 5 плановых выездных проверок соблюдения лицензионных требований (в 2018 г. – 2). Доля лицензиатов, в отношении которых Управлением были проведены плановые выездные проверки (от общего количества лицензиатов), составила 11,63% (в 2018 г. – 4,65%).
В одном случае выявлены нарушения лицензионных требований (в 2018 г. – 1). Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок), составила 20,0% (в 2018 г. – 50,0%). Грубых нарушений лицензионных требований не выявлено.
По результатам проверок составлен 1 протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, выдано 1 предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований. Доля предписаний, выданных в рамках лицензионного контроля, не исполненных после истечения срока, установленного в предписаниях (от общего числа проверок, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований) составила 0% (в 2018 г. – 0%).
По итогам проверки по фактам выявленных нарушений юридическому лицу дано предупреждение. Основными нарушениями, приведшими к вынесению административного наказания, явились: несоответствие помещений, условий эксплуатации, хранения радиационного источника санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности; отсутствие учета индивидуальных доз облучения персонала. Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (от общего числа проверок, по итогам которых выявлены правонарушения), составила 100,0% (в 2018 г. – 100%).
Проверок, проведенных Управлением, результаты которых признаны недействительными, в отчетном периоде не было.
Проверок, проведенных Управлением с нарушением требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам применены меры дисциплинарного и административного наказания, за 2019 год не зарегистрировано.