Не секрет, что в преддверии Нового года и следующих за ним зимних праздников особую популярность в предприятиях общественного питания приобретают услуги по предварительному заказу на организацию и проведение банкетов, корпоративов и иных культурно-досуговых мероприятий.
Согласно п. 17 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (далее – Правила) предварительный заказ на оказание услуги может быть оформлен путем составления документа (заказ, квитанция и другие виды), содержащего необходимые сведения (наименование исполнителя, фамилия, имя и отчество потребителя, вид услуги, ее цена и условия оплаты, дата приема и исполнения заказа, условия выполнения услуги, ответственность сторон, должность лица, ответственного за прием и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ, и другие сведения), а также путем оформления заказа посредством телефонной, электронной или иной связи.
Оформление договора на услуги в письменном виде позволит избежать спорных ситуаций. Договор следует составлять в двух экземплярах. Один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю.
Правильное оформление заказа зависит от того, насколько по существу и своевременно продуманы, и согласованы все условия и порядок проведения банкета между его заказчиком и администрацией предприятия.
Весь перечень предоставляемых услуг организация общественного питания определяет самостоятельно и в наглядной и доступной форме доводит до сведения потребителей.
Общий перечень услуг, условия их оказания, прейскурант цен и условия оплаты предоставляемых услуг включаются в список необходимой информации, доводимой до потребителя посредством меню или иным способом. Данное положение закреплено в пунктах 12 и 13 Правил. Пункт 14 Правил обязывает организации размещать информацию о предоставляемых услугах, как в зале обслуживания, так и вне зала.
При оформлении заказа необходимо согласовать:
- дату, часы проведения банкета;
- меню, выход блюд, требования к оформлению и подаче;
- время подачи горячих блюд;
- количество гостей;
- план расстановки столов;
- места для почетных гостей;
- оформление стола;
- музыкальную программу;
- алкогольные напитки;
- цена договора;
- порядок оплаты.
Заказчику следует ознакомиться с правилами работы предприятия, порядком обслуживания, а также с порядком возмещения возможных убытков.
Бронирование мест в залах обслуживания относится к дополнительным услугам.
В тексте договора необходимо предусмотреть порядок платы услуг исполнителя.
В договоре необходимо указать все согласованные условия.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за оказываемые услуги в зависимости от метода обслуживания, типа, специализации исполнителя и других условий (п. 20 Правил). Исполнитель при расчетах за оказываемые услуги обязан выдать потребителю документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или другие виды).
Администрация предприятия не вправе устанавливать минимальную цену заказа, а также предлагать заказчику принудительный ассортимент блюд, напитков, кондитерских изделий.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, поэтому дополнительный заказ, сделанный во время обслуживания торжества, оформляется отдельным документом (счетом, дополнением к договору).
В случае изменения заказа, отказа от банкета заказчику возвращают деньги, исходя из норм ст. 32 Закона, а именно за фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.
Исполнитель обязан оказать услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям и условиям заказа в сроки, согласованные с потребителем. При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору:
- назначить исполнителю новый срок;
- потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;
- отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.