С 1 июня 2019 года действует новый порядок урегулирования споров граждан со страховыми организациями по договорам ОСАГО, КАСКО и ДСАГО, установленный Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Споры, касающиеся указанных договоров, до подачи иска в суд должны рассматриваться финансовым уполномоченным.
Официальный сайт финансового уполномоченного расположен в сети «Интернет» по адресу: https://finombudsman.ru/.
Финансовый уполномоченный (омбудсмен) рассматривает обращения потребителей об удовлетворении требований имущественного характера в размере не более 500 тысяч рублей (а в отношении ОСАГО – независимо от суммы требования), а также если с момента когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.
При возникновении споров со страховой компанией гражданин обязан до подачи заявления в суд обратиться к финансовому омбудсмену. Однако, первично гражданин должен обратиться за урегулированием спора к своему страховщику. Если страховая компания не удовлетворит претензию гражданина или не ответит в установленные сроки (30 календарных дней в случае письменного обращения или 15 рабочих дней при подаче заявления в электронном виде), потребитель вправе направить обращение финансовому уполномоченному.
Финансовый уполномоченный принимает и рассматривает обращения бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации. Срок рассмотрения отсчитывается с даты подачи обращения и составляет 15 рабочих дней для самого потребителя финансовых услуг и 30 рабочих дней для лиц, которым уступлено право требования потребителя. В результате гражданин получает решение финансового уполномоченного (в случае неисполнения финансовой организацией решения финансового уполномоченного ей выдается аналог исполнительного листа – удостоверение, являющееся исполнительным документом). Решение финансового уполномоченного подлежит обязательному исполнению со стороны финансовой структуры. Вместе с тем, если гражданин не согласен с решением финансового уполномоченного, у него есть право, чтобы обратиться в суд со своими требованиями к той организации, к которой имеет финансовые претензии.
Обращение финансовому уполномоченному может быть направлено одним из следующих способов:
1. В электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного;
2. В письменной форме на бумажном носителе в адрес финансового уполномоченного.
Требования к содержанию обращения установлены в ст. 17 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
К обращению должны быть приложены копии заявления в финансовую организацию и ее ответа (при наличии), а также имеющиеся копии договора с финансовой организацией и иных документов по существу вашего требования.
Если обращение не соответствует требованиям к его оформлению, установленным законом, или направлено с нарушением порядка направления, работники службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного обязаны разъяснить порядок направления обращения. В случае необходимости потребитель может обратиться в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного, где ему окажут содействие в оформлении обращения.
В течение 3-х рабочих дней со дня поступления обращения финансовому уполномоченному потребителю должно быть направлено уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению.
Однако, обращаем внимание, что если финансовая организация, в отношении которой потребитель намерен направить обращение, не включена в Перечень финансовых организаций (https://finombudsman.ru/finansovyye-organizatsii/), ему необходимо обратиться в суд без направления обращения финансовому уполномоченному.
При этом информируем, что с 28 ноября 2019 года обязательный порядок урегулирования финансовых споров будет также распространен на страховые организации, осуществляющие деятельность по иным видам страхования (кроме ОМС). Этот порядок может применяться и ранее указанной даты, если страховая организация, к которой потребитель имеет претензии, взаимодействует с финансовым уполномоченным на добровольной основе.