В Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) по вопросам защиты прав потребителей в 1 полугодии 2019 года поступило 2456 обращений, что на 24 % выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом ежегодно сохраняется тенденция к превалированию числа жалоб на нарушения прав потребителей в сфере торговли, доля которых составляла в 1 полугодии 2019 года – 52%.
В сфере услуг основной объем обращений приходится жилищно-коммунальные услуги, некачественное бытовое обслуживание населения, услуги связи, финансовые услуги.
В результате рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей Управлением в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. В большинстве случаев заявителям были даны необходимые разъяснения, в том числе и о принятых в отношении хозяйствующих субъектов административных мерах воздействия, часть обращений направлена на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией, также часть письменных обращений послужили поводом к проведению проверок либо административных расследований.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий существенная доля нарушений в 1 полугодии 2019 года выявлена у субъектов надзора, осуществляющих торговлю непродовольственными и продовольственными товарами (82,5%), оказывающих финансовые услуги (12,7%), услуги общественного питания (4,8%).
По итогам проведения надзорных мероприятий Управлением выданы предписания, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено 194 постановления о назначении административного наказания. Субъекты надзора привлечены к ответственности.
С информацией о выявленной в ходе надзорных мероприятий продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов, можно ознакомиться на Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (далее – ГИР ЗПП) (https://zpp.rospotrebnadzor.ru/badproducts/violations).
Одним из приоритетных направлений работы Управления является информационно-просветительская деятельность. Эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является их предупреждение и профилактика.
Систематически для широкого круга общественности, граждан, субъектов предпринимательской деятельности, размещается соответствующая информация о проводимых мероприятиях, актуальных направлениях соответствующей работы, нарушениях, выявляемых на объектах надзора и многое другое, на официальном сайте Управления, ГИР ЗПП в сети «Интернет».
В рамках «Горячей линии» Управления и поступающих звонков потребителям и участникам рынка даются разъяснения по соответствующему направлению.
В течение анализируемого периода Управлением проведен комплекс мер, направленных на профилактику правонарушений в сфере защиты прав потребителей (публикации в средствах массовой информации по вопросам защиты прав потребителей, интервью, выступления на телевидении, обучающие мероприятия, выступления перед потребителями и предпринимателями (в том числе в районах области)).
В части судебной защиты прав потребителей в судах общей юрисдикции окончено в 1 полугодии 2019 года – 9 гражданских дел по искам Управления в интересах потребителей. Средняя «цена» одного дела в защиту конкретного потребителя составила в 1 полугодии 2019 года –59,4 тыс. руб.
Управлением ведется работа по гражданско-правовой защите прав потребителей в рамках полномочий, предоставленных ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ. Так, в 1 полугодии 2019 года дано 10 заключений по гражданским делам в целях защиты прав потребителей. Средняя «цена» одного дела составила 40,4 тыс. руб. в 1 полугодии 2019 года.
Также, в связи с многочисленными обращениями граждан, как в устной, так и в письменной форме, на действия ООО «Профи Н» (г. Кирово-Чепецк Кировской области) судом удовлетворен иск о ликвидации ООО «Профи Н» в принудительном порядке.
Непосредственно с решениями судов можно ознакомиться в модуле «Судебная практика» Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/).
В целях профилактики и недопущения нарушений обязательных требований законодательства Управление рекомендует хозяйствующим субъектам соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, технического регулирования, а также посещать «Дни открытых дверей для предпринимателей», информация о проведении которых размещается на сайте Управления Роспотребнадзора по Кировской области, приходить на консультационный прием, и отслеживать актуальную информацию на сайте Управления и Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей.