В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор отнесен к видам государственного контроля (надзора), который осуществляется с применением риск-ориентированного подхода. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенному классу (категории) опасности. Отнесение к категории риска проводится расчетным путем, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806, в котором учитываются такие показатели как:
тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия;
показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятность нарушения обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности;
показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определённого вида деятельности;
показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора.
Расчет категории для объектов, подлежащих надзору, осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Таким образом, отнесение объекта к той или иной категории риска зависит от таких факторов как:
вид деятельности производственных объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащего надзору;
численность населения, находящегося под влиянием деятельности объекта надзора (условия труда, выпускаемая продукция, оказываемые услуги, сбросы в водоемы, выбросы в атмосферный воздух, загрязнение почвы);
наличие на объекте неудовлетворительных факторов среды обитания, подтвержденных лабораторно за 3 года;
связь объекта с заболеваемостью населения;
наличие неоднократных подтвердившихся жалоб на действия хозяйствующих субъектов;
количество выявленных нарушенных пунктов санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей за 3 года.
Периодичность проведения плановых проверок соблюдения санитарно-эпидемиологических требований определена в зависимости от присвоенной категории риска:
чрезвычайно высокий риск причинения вреда – один раз в календарном году;
высокий риск причинения вреда – один раз в 2 года;
значительный риск причинения вреда – один раз в 3 года;
средний риск причинения вреда – не чаще чем один раз в 4 года;
умеренный риск причинения вреда – не чаще чем один раз в 6 лет;
низкий риск причинения вреда – плановые проверки не проводятся.
Исходя из этого, планирование проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год осуществлялось с учетом оценки потенциального риска причинения вреда здоровью хозяйствующими субъектами.