В связи с многочисленными обращениями граждан по поводу разъяснения порядка взыскания провозной платы и понесенных убытков, связанных с аннулированием сертификата эксплуатанта АО «Саратовские авиалинии», сообщаем следующее.
В соответствии с п. 231 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» возврат провозной платы в связи с прекращением операционной деятельности перевозчика, приостановлением действия сертификата эксплуатанта, аннулированием сертификата эксплуатанта, приостановлением действия лицензий, аннулированием лицензии, прекращением действия лицензии осуществляется перевозчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 127.1 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии.
Впоследствии, в случае неурегулирования сложившейся ситуации по возврату денежных средств, дальнейшее разрешения спора возможно непосредственно в суде.
Иск о защите потребительских прав может быть подан в суд по месту нахождения организации либо месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора. При этом потребители по таким искам освобождаются от уплаты государственной пошлины (ст.17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон).
При этом, обращаем внимание, что при неудовлетворении законных требований перевозчиком, Управление Роспотребнадзора по Кировской области готово незамедлительно оказать потребителям помощь, в том числе обратиться с иском в суд в защиту их прав.
В случае реализации права на судебную защиту, защита прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Кировской области возможна в порядке, предусмотренном ч.1 ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ в ее взаимосвязи с п.5 ст.40 Закона, согласно которым, орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Также информируем, что при наличии у потребителей документов, подтверждающих ситуацию и при не урегулировании ее в досудебном порядке, в часы личного приема граждан (каждую рабочую среду с 14.00 час. до 17.00 час.) можно подойти (г. Киров, ул. Красноармейская, д. 45, отдел защиты прав потребителей) со всеми имеющимися документами, либо обратиться по телефонам отдела защиты прав потребителей (8332) 40-67-70, 40-68-75, 40-68-96 для проведения дальнейшей работы Управлением Роспотребнадзора по Кировской области по судебной защите потребительских прав.
Для сведения, в настоящее время в адрес Управления поступило:
- 28 обращений по телефону «Горячей линии» (тел. (8332) 40-67-24, работает ежедневно с 10.00 ч. до 12.00 час. в рабочие дни),
- 23 письменных обращения (о разъяснении дальнейших действий по возврату провозной платы, о судебной защите прав потребителей путем подачи исковых заявлений).
Также в ходе личного приема оказана практическая и консультационная помощь 13 обратившимся.
На 19.07.2018 подготовлено и направлено Управлением в интересах потребителей 5 исковых заявлений к АО «Саратовские авиалинии» в защиту интересов потребителей, в том числе о взыскании оплаченных по договору перевозки пассажиров денежных средств, штрафа за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителей и компенсации морального вреда.
Ситуация находится на контроле Управления. Работа по защите прав потребителей продолжается.