15 февраля 2018 года в Управлении Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) состоялись публичные обсуждения обзора правоприменительной практики Управления за 2017 год.
Мероприятие прошло с участием представителей предпринимательского сообщества и подконтрольных субъектов, в отношении которых проводились проверки в 2017 году, а также президента Союза «Вятская торгово-промышленная палата» Н.М. Липатникова, председателя Кировского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» А.Н. Вавилова, представителей Ассоциации участников Президентской программы Кировской области, некоммерческих партнерств «Ремесленная палата Кировской области», «Вятская гильдия пекарей и кондитеров», ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», Правительства Кировской области, Прокуратуры Кировской области, Управлений Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской республике, Росприроднадзора по Кировской области, федеральной антимонопольной службы по Кировской области, администрации города Кирова.
Присутствующим был представлен доклад по обзору правоприменительной практики за 2017 год Управления Роспотребнадзора по Кировской области.
В своем выступлении руководитель Управления Е.А. Белоусова отметила, что публичное обсуждение проводится Управлением ежеквартально в рамках проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности, снятия административных барьеров для предпринимателей, соблюдения принципов открытости и прозрачности службы для предпринимательского сообщества.
К итогам 2017 года следует отнести деятельность Управления с учетом риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности, внедрение в деятельность обновленной версии информационной и методической базы для оценки риска, новой системы результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. Индикаторы риска нарушения обязательных требований действующего законодательства используются для определения необходимости проведения Управлением внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю (надзору).
В 2017 году проведено 1560 проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, 107 административных расследований и 18 расследований случаев возникновения инфекционных заболеваний.
Отмечается снижение по количеству проведенных в течение года внеплановых проверок на 20,6%, напротив количество плановых проверок увеличилось в сравнении с 2016 годом на 6,9%.
Общее количество проверок, по итогам которых выявлены правонарушения в 2017 году составило 77,8% от общего количества проведенных плановых и внеплановых проверок (1213), из них 93,2% от всех проведенных плановых проверок (560) и 68,1% от всех проведенных внеплановых проверок (653). Во всех случаях возбуждены дела об административных правонарушениях (100%).
По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Управления составлено 2550 протоколов об административном правонарушении (2016 год-2850), снижение связано с уменьшением общего количества проведенных проверок. Применено 58 составов КоАП.
Было также отмечено, что на протяжении последних 5-6 лет прослеживается тенденция снижения нагрузки на бизнес по количеству проведенных в отношении него контрольно-надзорных мероприятий:
- общее количество проверок в отношении бизнеса снизилось в сравнении с 2015 годом в 2 раза, с 61% (2015 год) до 31% (2017 год);
- количество проведенных плановых проверок снизилось в 9 раз, с 47,6% (2015 год) до 5,2% (2017 год);
- количество проведенных внеплановых проверок снизилось в 1,5 раз, с 68,2% (2015 год) до 46% (2017 год).
Кроме того, участникам публичных обсуждений представлена информация о типовых и массовых нарушениях, выявленных Управлением при проведении проверок в отношении медицинских организаций, объектов питания, водоснабжения, промышленных предприятий с демонстрацией фотоматериалов с разъяснением «как делать нельзя» и «как делать нужно (можно)». Также даны разъяснения по вступившим в силу с 2017 года изменениям в законодательстве об осуществлении государственного контроля (надзора), в том числе о направлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, об использовании с 01 октября 2017 года при проведении плановых проверок проверочных листов, о проведении предварительной проверки поступившей информации.
В целях подведения итогов проведения публичных обсуждений, оспаривания их эффективности и полезности было обеспечено заполнение участниками публичных обсуждений специальных анкет в бумажном виде непосредственно после завершения мероприятия.
Присутствовавшие на мероприятии представители предпринимательского сообщества приняли активное участие в обсуждении правоприменительной практики Управления, выдвинули ряд предложений.
В заключение мероприятия участникам было предложено оценить уровень организации публичных обсуждений, внести рекомендации по совершенствованию организации и проведения мероприятия. В результате анализа полученных результатов 100% опрошенных считают подобный формат мероприятия очень полезным и эффективным. В дальнейшей работе публичных обсуждений участники мероприятия предложили рассмотреть следующие темы:
- о реализации риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности;
- о привлечении общественных организаций по защите прав потребителей к общественному контролю за выявлением нарушений в торговой сети.