В Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) по вопросам защиты прав потребителей в 1 полугодии 2017 года поступило 2000 обращений (1 полугодие 2016 года – 2151 обращение).
При этом ежегодно сохраняется тенденция к превалированию числа жалоб на нарушения прав потребителей в сфере торговли, доля которых составляла в 1 полугодии 2017 года – 62% (52 % - 1 полугодие 2016 года).
В сфере услуг основной объем обращений приходится: на некачественное бытовое обслуживание населения (125 обращений - в 1 полугодии 2017 года, 165 обращений – в 1 полугодии 2016 года); услуги связи (112 обращений - в 1 полугодии 2017 года, 93 обращения – в 1 полугодии 2016 года); финансовые услуги (141 обращение - в 1 полугодии 2017 года, 171 обращение – в 1 полугодии 2016 года), жилищно-коммунальные услуги (148 обращений - в 1 полугодии 2017 года, 321 обращение – 1 полугодии 2016 года), медицинские услуги (52 обращения в 1 полугодии 2017 года, 50 обращений – в 1 полугодии 2016 года).
В результате рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей Управлением в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. В большинстве случаев заявителям были даны необходимые разъяснения, в том числе и о принятых в отношении хозяйствующих субъектов административных мерах воздействия, часть обращений направлена на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией, также часть письменных обращений от их общего числа принятых к рассмотрению послужили поводом к проведению внеплановой проверки.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий существенная доля нарушений в 1 полугодии 2017 года выявлена у субъектов надзора, осуществляющих торговлю непродовольственными и продовольственными товарами (64,6%), и оказывающих услуги общественного питания (20%), платные медицинские услуги (5%), образовательные услуги (5%).
По итогам проведения указанных мероприятий в названных сегментах потребительского рынка в 1 полугодии 2017 года и по результатам поступивших материалов Управлением в анализируемом периоде вынесено 341 постановление о назначении административного наказания. Продукция, выявленная с нарушениями, в большинстве случаев изъята из оборота (в случае не устранения нарушений в рамках исполнения предписаний). В связи с этим, информация о продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов, размещена для широкого круга общественности в разделе «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям» на Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (в сети Интернет) http://zpp.rospotrebnadzor.ru/badproducts/violations.
В рамках контроля за розничной торговлей спиртосодержащей непищевой продукции Управлением проверены 16 хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию стеклоомывающей жидкости. При этом продукция с превышением содержания метанола выявлена на 11 объектах. Поднадзорным субъектам выданы предписания о приостановлении реализации соответствующего товара. Арестовано 1383,2 литров стеклоомывающей жидкости, с реализации снято более 1740 шт. По фактам выявленных нарушений материалы проверок Управлением направлены для принятия мер реагирования в соответствующие Управления Роспотребнадзора, а также в правоохранительные органы (по территориальной принадлежности - по месту нахождения изготовителя, поставщика продукции).
В рамках реализации Управлением полномочий по судебной защите прав потребителей в 1 полугодии 2017 года были окончены гражданские дела и вступили в силу 14 судебных решений, вынесенных по искам Управления в интересах конкретных потребителей (в сфере туристских услуг, бытового обслуживания населения, розничной продажи товаров). Сумма, присужденных к взысканию по удовлетворенным искам, за рассматриваемый период составила 857, 2 тыс. рублей, в том числе компенсация морального вреда 47 тыс. рублей.
Также Управлением ведется работа в рамках полномочий, предоставленных ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ (дача заключения по делу). Так, всего за 1 полугодие 2017 года дано 8 заключений по гражданским делам в целях защиты прав потребителей (в сфере финансовых услуг, розничной торговли, бытового обслуживания населения). Сумма, присужденных к взысканию по удовлетворенным искам, составила 165,5 тыс. рублей, в том числе компенсация морального вреда 13,5 тыс. рублей.
Непосредственно с решениями судов можно ознакомиться с помощью Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (http://zpp.rospotrebnadzor.ru).
Учитывая важность судебной защиты потребительских прав граждан, Управление продолжит работу по совершенствованию и активизации судебной защиты прав потребителей.
В связи с этим, Управление обращает внимание потребителей, согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» Управление вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя (группы потребителей) только при наличии их соответствующей просьбы (просьб), выраженной в жалобе (жалобах), поданной (поданных) в письменной форме. Также в порядке ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ при подаче искового заявления о нарушении прав исполнителем (производителем, продавцом) потребители вправе заявить ходатайство о привлечении специалиста Управления для дачи заключения по делу. Данное ходатайство может быть также заявлено и непосредственно в процессе судебного разбирательства.
Реализация Управлением полномочий по защите прав потребителей продолжается, в штатном режиме проводится мониторинг реализации хозяйствующими субъектами товаров (работ, услуг) для потребителей региона.