Многие проблемы со здоровьем и болезни связаны с особенностями поведения. Для того, чтобы понять за счет чего поведение может быть изменено в строну более здорового, очень удобна модель из трех блоков: информация, мотивация и поведенческие навыки. Эти три фактора влияют на поведение человека, а через него на здоровье. Проблемное поведение – это поведение, способствующее развитию болезней и нарушений здоровья. Такое поведение противоположно здоровому поведению и здоровому образу жизни и для сохранения здоровья оно должно быть изменено.
Что может сделать человек для того, чтобы начать вести здоровый образ жизни? Ответ очевиден - есть три варианта:
– приобрести новые навыки (например, научиться кататься на коньках, готовить новые здоровые блюда, правильно чистить зубы и т.д.);
– выработать мотивацию (например, на рождение здорового ребенка, повышение работоспособности, сохранение здоровья и т.д.)
– получить новую информацию (например, о том, что использование презервативов действительно самый эффективный способ предотвращения заражения ВИЧ и гепатитами при половых контактах, или о том, что малоподвижный образ жизни существенно увеличивает вероятность рака).
Самый легкий способ начать вести здоровый образ жизни – научится ему от кого-то, приобретя таким образом новые поведенческие навыки. Можно даже не заметить, как от близких и друзей приобретаются привычки. Большинство привычек и навыков первоначально формируется при воспитании ребенка, затем в подростковом и молодом возрасте большое влияние оказывает среда сверстников, в зрелом возрасте – коллеги, друзья, спутники жизни.
Осознание ценности здоровья и, как следствие, появление высокой мотивации на его хорошее состояние происходит в определенные периоды жизни в связи с каком-либо событиями (беременность, напряженный рабочий график, ответственный период в жизни, когда нельзя болеть и требуется быть в форме и т.п.) или нарушениями здоровья (при которых нездоровье воспринимается как серьезная потеря). Пример влияния мотивации: женщина планирует беременность и желает родить здорового ребенка, то есть имеет высокую мотивацию к сохранению здоровья. Сила мотивации будет стимулировать поиск информации о полезном повелении – гипоаллергенном питании, гимнастике для беременных, подготовке к родам и т.д. Высокая мотивации будет стимулировать женщину и к приобретению новых поведенческих навыков, например при посещении школ для беременных. В итоге поведение женщины изменится на более благоприятное для здоровья.
Получение информации как фактор изменения поведения может происходить случайно или под влиянием сформировавшейся мотивации. Чтобы информация мотивировала вас на изменение поведения, необходимо стараться активнее получать сведения о здоровье и способах его поддержания и укрепления – читать, смотреть радио- и телепередачи, обсуждать с друзьями и близкими. Различная по способу подачи материала информация из разных источников, особенно если ее актуализировать при обсуждении с другими людьми, способна вызывать отклик в виде мотивации практически у каждого человека. Когда мотивации нет, даже при наличии информации, выработать поведение, ведущее к здоровому образу жизни, труднее – в этом случае человеку нужно применить существенное волевое усилие. Пример влияния информации: подросток, ранее не использовавший презервативы, в какой-то момент узнает о возможности заражения ВИЧ и гепатитами половым путем, их распространенности в молодежной популяции, то есть получает информацию. Он не имеет опыта покупки и выбора презервативов, не знает, как предложить это своему половому партнеру, т.е. не владеет поведенческими навыками. Знания о возможности заражения тяжелыми заболеваниями, которые могут помешать достижению каких-либо жизненных целей, активируют в нем мотивацию на сохранение здоровья. В результате подросток принимает решение об изменении поведения – использовании презервативов. После этого ему необходимо приобрести поведенческие навыки, чтобы реализовать свое решение и тогда образ жизни станет более здоровым.
Конечно, на поведение человека оказывают влияние и многие другие факторы, например, личностные характеристики, эмоции, уровень тревожности и т.д. Однако, каждый человек самостоятельно может использовать эту модель в своей жизни для изменения поведения в сторону более здорового – достаточно помнить, что здоровому образу жизни можно научиться от других людей, либо придти через создание мотивации (связанной с анализом собственных потребностей и интересов), или через активное получение информации о факторах и опасностях нарушения здоровья и способах его сохранения.
После выработки правильного поведения необходимо и очень важно поддерживать в себе это поведение, преодолевать любые барьеры, мешающие его реализации. Такое состояние, которое заключается в способности преодоления любых барьеров, мешающих выбранной линии (безопасного) поведения называется самоэффективностью. Самоэффективность может быть спонтанной, либо специально выработанной на тренингах. Как правило, тренинги направленные на обучение навыкам здорового образа жизни сочетаются с тренингами по повышение чувства самоэффективности в отношении этих навыков. Поэтому при доступности различных мероприятий для населения, проводимых специалистами профилактической медицины (школы здоровья, тренинги, семинары и т.д.), следует в них участвовать, чтобы не только изменить свое поведение на более здоровое, но и быть способным придерживаться его для эффективной профилактики болезней.