Основные усилия по решению задач осуществления государственного контроля за соблюдением на потребительском рынке товаров и услуг прав потребителей – граждан были сосредоточены в 2008 году на направлениях, наиболее значимых для населения и с учетом особенностей региона.
Организация административного вмешательства в предпринимательскую деятельность и особенно малого и среднего бизнеса строилась в соответствии с будущими новациями в законодательстве об оптимизации государственного контроля и неукоснительном соблюдении регламентных требований и законности.
С целью избежать ненужного дублирования в надзоре значительное количество мероприятий проводилось совместно при одновременном участии в нем разных служб и ведомств.
Из 1175 плановых и внеплановых (по обращениям потребителей и иной информации) контрольно-надзорных мероприятий по проверкам организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в различных сферах потребительского рынка 211 проведено во взаимодействии с органами милиции и прокуратуры, с иными федеральными органами исполнительной власти.
Проведение большинства мероприятий в комплексе по всем вопросам соблюдения требований законодательных актов, нормативных документов позволило повысить их результативность. В ходе каждой второй проверки выявлялось не одно, а сразу несколько нарушений.
Всего было выявлено и зафиксировано в установленном законом порядке 1372 различных нарушения прав потребителей.
В структуре выявленных нарушений по видам деятельности хозяйствующих субъектов основную долю составляли нарушения в сфере:
- торговли – 70 7 % (971)
- общественного питания – 17, 3% (237)
- платных медицинских, туристских, образовательных, финансовых и иных услуг – 6, 4% (88)
- жилищно-коммунальных услуг – 5, 4 % (74)
Структура и динамика выявленных в 2008 году нарушений законодательства о защите прав потребителей по видам деятельности хозяйствующих субъектов в сравнении с предыдущим годом выглядит следующим образом (в процентном отношении к общему количеству нарушений)
Таблица № 1
Виды деятельности
|
2008 год ( %)
|
2007 год (%)
|
Торговля
|
70, 7
|
66, 9
|
Общественное питание
|
17, 7
|
10,7
|
Медицинские, туристские,
образовательные, финансовые
и иные услуги
|
6, 4
|
7, 1
|
Жилищно-коммунальные услуги
|
5, 4
|
5, 6
|
Как видно из приведенных данных, наиболее часто права потребителей нарушаются в сфере торговли, что обусловлено следующими причинами: данный сектор занимал наибольший удельный вес на потребительском рынке и доля жалоб потребителей, поступивших в Управление, приходилась, в первую очередь, на работу организаций торговли, где фиксировались при контроле.
По видам обязательных требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в области защиты прав потребителей, структура выявленных в 2008 году нарушений представлена следующим образом:
- право потребителя на информацию – 44, 2% (2007 г. - 42, 4 %);
- обязанности изготовителя, в том числе обязанности обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара – 12, 2% (2007 г. - 19,9 %);
- право потребителя на безопасность товара – 11, 3 %
(2007 г. - 18,2 %);
- качество товара (работы, услуги) – 14 % (2007 г. - 14, 7 %);
По результатам плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий возбуждено 822 дела об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей, в отношении виновных вынесены постановления о наложении наказаний в виде штрафа. Выдано 88 предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, в 2007 году – 67, все выполнены. Практика показывает, что такая форма реагирования является эффективной, работу по ее использованию необходимо продолжить.
В течение 2008 года была продолжена работа по надзору за исполнением новых требований, внесенных в законодательство о рыночной деятельности. Проверки велись в еженедельном режиме, обследовано более 145 торговых мест на всех рынках. У нас имеется немало претензий к предпринимателям, торгующим плодоовощной продукцией. Продолжающиеся и в наступившем году проверки позволяют говорить о наметившейся тенденции упорядочения торговли на этих объектах.
Общее количество реализуемой недоброкачественной пищевой продукции все еще остается значительным. По результатам надзора в сфере торговли забраковано и снято с реализации 15, 5 тонн некачественных продовольственных товаров. Среди них выделяются такие наименования, как мясо и мясные продукты, безалкогольные напитки, плоды, продукция рыбная, масло животное, сыры, яйцо птицы, хлеб и хлебобулочные изделия.
Наибольшие объемы снятой с реализации продукции непродовольственного назначения касаются таких групп товаров, как обувь, мебель бытовая, изделия кожгалантереи, электроосветительная арматура и электрические лампы, изделия парфюмерно-косметические.
В условиях развития сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг и реализации права собственников жилых помещений на выбор способа управления многоквартирным домом защита прав потребителей в области жилищно-коммунальных услуг не только не теряет своей актуальности, но и приобретает важное значение для совершенствования работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Следствием этой работы должно быть улучшение качества предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг.
В рамках полномочий осуществления контроля соблюдения прав потребителей услуг в жилищной сфере в 2008 году Управлением Роспотребнадзора по Кировской области проведено 75 мероприятий по контролю деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса.
При проведении контрольных мероприятий, в первую очередь, обращалось внимание на соблюдение организациями жилищно-коммунального комплекса Закона РФ от 07.02.1992. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года (далее – Правила).
В целом, при проведении мероприятий по контролю деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства Управлением выявлено 67 нарушений прав потребителей, за которые виновные работники и организации ЖКХ привлечены к административной ответственности в соответствии Кодексом об административных правонарушениях.
В большинстве случаях причиной предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества явились причины непредвиденного, аварийного характера на наружных участках водопроводных сетей и теплосетей. В ходе проверок, при реализации службой надзорных полномочий, часть дефектов добровольно и оперативно устранена силами жилищно-коммунальных служб и предоставление гражданам качественных коммунальных услуг было нормализовано.
Вместе с тем, работа многих исполнителей жилищно-коммунальных услуг еще не соответствует современным требованиям законодательства об упорядочении отношений потребитель – исполнитель. Управлением Роспотребнадзора по Кировской области такие вопросы ставятся перед органами местного самоуправления. Практически ежедневно даются консультации гражданам о реализации их прав посредством предъявления к организациям ЖКХ выполнения договорных обязательств.
Специалисты Управления и территориальных отделов разъясняют жителям многоквартирных домов их права, участвуют в судебных заседаниях по спорам, где дают заключения в порядке ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В связи с частыми нарушениями прав потребителей при предоставлении им платных медицинских услуг, что подтвердили результаты проверок в 65 медицинских организациях вопросы защиты гражданских прав в этой сфере рассмотрены на заседании Коллегии Управления. Принято решение, обязывающее заинтересованные органы здравоохранения предпринять необходимые меры по наведению порядка. Осуществляется контроль исполнения решения.
В 2008 году Управлением более активно использовались законодательные полномочия в конечной инстанции разрешения потребительских споров – в судах. В защиту прав потребителей было подано 21 (в 2007г.- 4) исковых заявления, в том числе 5 в интересах неопределенного круга потребителей. Все они были рассмотрены различными судами области и заявленные требования удовлетворены. Даны заключения в порядке ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» при рассмотрении судами 111 гражданских дел в сфере защиты прав потребителей (в 2007 г.-84). В подавляющем большинстве споров суды принимали во внимание позицию представителя Роспотребнадзора и выносили решения в пользу потребителей.
В своей надзорной и иной деятельности по защите прав потребителей Управление активно взаимодействует с органами исполнительной власти и местного самоуправления, общественными организациями, гражданским обществом.
Представители Управления участвуют в работе координационного совета по защите прав потребителей Кировской области. Подготовлено для рассмотрения на заседаниях совета 6 наиболее актуальных вопросов обеспечения прав потребителей в различных сферах предпринимательской деятельности. Идет постоянный обмен информацией, проводятся совместные мероприятия с федеральными органами исполнительной власти. Проводятся семинары обучающего характера, «круглые столы» с работниками администраций органов местного самоуправления, занимающихся вопросами защиты прав потребителей.
В рамках работы Консультативного совета по защите прав потребителей при руководителе Управления проводятся периодические заседания по вопросам взаимодействия в работе по защите прав потребителей с общественными организациями потребителей. Разработаны примерные образцы процессуальных документов для проведения общественными объединениями потребителей (общественными организациями по защите прав потребителей) проверок в сфере торговли, которые внедряются ими в практическую деятельность. Организована методическая учеба общественных инспекторов общественных организаций по защите прав потребителей по проведению проверок деятельности предпринимателей в различных сегментах потребительского рынка. В декабре 2008 года Управлением проведен учебно-практический семинар с членами общественных объединений.
Информационно-пропагандистская деятельность с использованием средств массовой информации стала неотъемлемой частью текущей работы по защите прав потребителей Управления.
Управлением в 2008 году большое внимание уделялось непосредственной работе с гражданами-потребителями. Активно работает Общественная приемная, что позволяет более оперативно оказывать помощь потребителям в разрешении конфликтных ситуации в досудебном, добровольном порядке. В настоящее время около 70 % от числа поступивших письменных и устных обращений от потребителей удалось разрешить в порядке досудебного урегулирования возникших споров.
В областном центре – г. Кирове по настоящему активно работают общественные объединения потребителей. Они также консультируют потребителей, оказывают им практическую помощь в решении потребительских споров. Управление направляет, корректирует работу общественных объединений в режиме текущего слежения. Аналогичную деятельность осуществляет сейчас также специальное подразделение ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области – отделение защиты прав потребителей. В 2008 году отделением дано 691 устная консультация, оказана помощь в составлении 257 претензий и исков потребителей к исполнителям, продавцам и в судебные органы. Среди прочего, это привело к некоторому сокращению количества поступающих в Управление заявлений и обращений граждан.
В 2008 г. на рассмотрении находилось 2079 обращений, что на 25, 8 % меньше, чем в 2007 году (2805), из них:
-устные обращения – 1354 (меньше на 36, 4 %, чем в 2007 г.);
-письменные обращения –725 (больше на 6, 4 %, чем в 2007г).
Сведения о количестве и характере рассмотренных обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей
Таблица № 2
Поступило
|
2005год
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
Всего:
|
1212
|
2370
|
2805
|
2079
|
В том числе:
|
|
|
|
|
Торговля
|
864
|
1703
|
2309
|
1584
|
Общественное питание
|
28
|
27
|
25
|
39
|
Бытовые услуги
|
50
|
71
|
44
|
51
|
Услуги транспорта
|
5
|
8
|
6
|
7
|
Услуги связи
|
12
|
11
|
80
|
76
|
Жилищно-коммунальные услуги
|
183
|
451
|
178
|
192
|
Долевое строительство
|
|
5
|
4
|
2
|
Туристско-экскурсионные услуги
|
|
1
|
13
|
39
|
Медицинские услуги
|
12
|
13
|
15
|
11
|
Услуги, предметом, которых являются денежные средства населения
|
3
|
6
|
18
|
34
|
Образовательные услуги
|
6
|
12
|
3
|
2
|
прочие
|
49
|
62
|
110
|
42
|
В числе основных причин, вызвавших обращения граждан, по-прежнему остаются продажа товара с недостатками, предоставление услуг ненадлежащего качества, не предоставление хозяйствующими субъектами информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях, нарушение сроков исполнения услуг. В группу товаров и услуг, в отношении которых наиболее часто поступают жалобы потребителей, вошли: сотовые телефоны и другая сложная бытовая техника, обувь, оказание услуг ненадлежащего качества в жилищно-коммунальном хозяйстве, услуги предприятий общественного питания.
Все письменные обращения граждан рассмотрены в установленные законом сроки. При рассмотрении устных обращений гражданам оказывалась помощь в виде консультаций по разъяснению их прав потребителей, в составлении претензий в адрес продавцов и исполнителей, исковых заявлений в суды от имени потребителей.
Ежемесячно проводится консультирование потребителей в общественной приемной Главного федерального инспектора по Кировской области. В течение 2008 года было организовано и проведено 46 «горячих телефонных линий» с потребителями, 11 пресс-конференций по вопросам защиты прав потребителей. Регулярно помещается информация по этим вопросам на сайте управления.
Подготовлены методические рекомендации для специалистов Роспотребнадзора и органов местного самоуправления по проведению мероприятий по контролю в сфере оказания бытовых услуг, памятки для потребителей «Оформление заказов на изготовление и установку окон, дверей, мебели», «Покупаем сложную бытовую технику».
Специалисты Управления ежемесячно ведут семинарские занятия учебного характера с представителями предпринимательства в Учебно-деловом центре Вятской торгово-промышленной палаты, профессионально-деловом центре «Персонал», читают лекции для предпринимателей на выездных совещаниях в районах области. Активно взаимодействуют со средствами массовой информации: ГТРК «Вятка», региональными телекомпаниями «43 регион», «РенТВ», газеты: «Комсомольская правда», «Вятский край», «Аргументы и Факты», «Вести» и др.
Пресс-центр