Информацию для потребителя представляют на русском языке в виде текста, условных обозначений и рисунков, в том числе на потребительской таре, этикетке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше, способом, принятым для отдельных видов продуктов.
Выбирая товары покупатель, в первую очередь, должен обращать внимание на этикетку. Информация о товаре должна быть проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации.
Общая информация обязательная для нанесения на этикетку товара, предусмотрена ст.10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и должна содержать:
● наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
● сведения об основных потребительских свойствах товаров;
● цену в рублях и условия приобретения товаров;
● правила и условия эффективного и безопасного использования;
● сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
● дату изготовления и срок службы или срок годности товаров;
● адрес (местонахождение), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
Кроме того для каждой группы товаров имеются дополнительные сведения, обязательные для нанесения на этикетку (например, маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью).
Для одежды и изделий из меха дополнительная информация должна содержать:
— вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный);
— символы по уходу за изделием;
— инструкцию по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Для парфюмерно-косметической продукции список ингредиентов может быть представлен либо на государственном(ых) или официальном языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.
Информация о пищевом продукте должна содержать следующие сведения:
▶ наименование;
▶ состав (перед списком ингредиентов должна быть надпись "Состав"): обязательному указанию подлежат компоненты, употребление которых может вызвать аллергические реакции или которые противопоказаны при отдельных видах заболеваний (например, арахис, злаки, молоко и продукты их переработки). В составе должна также содержаться информация об ароматизаторах, наличии компонентов, полученных с применением ГМО (в тех случаях, когда содержание компонентов из ГМО более 0,9%). При наличии в составе пищевой добавки указывается ее назначение (например, регулятор кислотности, стабилизатор и т.д.) и ее наименование, которое может быть заменено индексом (INS, Е).
▶ количество (масса нетто, объем). Количество указывается в единицах объема (например, в литрах или миллилитрах), массы (граммах или килограммах) или счета (штуках). Для продуктов, продаваемых поштучно (например, яйца, фрукты, овощи), допускается не указывать массу или объем;
▶ дату изготовления: указывается в зависимости от срока годности, для продуктов, срок годности которых исчисляется часами, в дате дополнительно указывают время изготовления;
▶ срок годности: осуществляется с использованием, в частности, следующих слов: "годен до", "годен". Срок исчисляется часами, месяцами, годами;
▶ условия хранения указывают для продуктов, требующих специальных условий хранения (пониженная температура, определенная влажность окружающего воздуха и световой режим и др.), если такие требования установлены. Для консервированных продуктов могут быть указаны условия хранения после вскрытия упаковки;
▶ пищевую ценность: калорийность (энергетическая ценность), количество белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ) указывается в соответствующих единицах измерения и, как правило, приводится, если их значение в 100 г (мл, куб. см) либо в одной порции не менее 2% (для белков, жиров, углеводов и калорийности) и не менее 5% (для минеральных веществ и витаминов) от рекомендуемого суточного потребления.
Указанный перечень не является исчерпывающим, и на упаковке также может содержаться информация о сроке хранения, о подтверждении соответствия продуктов, товарном знаке (если имеется), рекомендации и (или) ограничения по использованию и др.
Если информация о товаре отсутствует, нанесена не в полном объеме, не доступна для идентификации, то от покупки таких товаров лучше отказаться.
Напоминаем, что получить консультации специалистов граждане смогут по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Кировской области +7 (8332) 40-67-24, который функционирует ежедневно с 10.00 до 12.00 час. (кроме выходных и праздничных дней). Дополнительно работает Единый консультационный центр Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43.
Также консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить, обратившись с вопросом в виртуальную приемную на информационном портале ГИР ЗПП http://zpp.rospotrebnadzor.ru/Forum/Appeals.