Кондиционер — это устройство для поддержания оптимальных климатических условий в помещениях. В простейшей форме кондиционер предназначен для регулирования и поддержания заданной температуры воздуха в помещении.
Важно! На основании п.12 постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 № 924 и п.11 постановления Правительства РФ 31.12.2020 № 2463 кондиционеры являются технически сложными товарами. В первую очередь это означает, что если вдруг не понравился такой товар по каким-то техническим или эстетическим параметрам и собственным убеждениям, то после его оплаты вернуть (обменять) просто так не получится. Исключение — случаи дистанционной покупки.
При дистанционной продаже возврат любого товара, включая кондиционера, возможен в любое время до его получения, а после получения — в течение 7 дней. Кроме того, в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3-х месяцев с момента передачи товара.
Возврат кондиционера ненадлежащего качества (имеющего поломки не по вине потребителя, так называемые, заводские или производственные).
В соответствии с п.1 ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей, Закон) в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
— обнаружение существенного недостатка товара;
— нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;
— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Так, если после покупки выявлен брак кондиционера, то первое, что должен сделать покупатель — это обратиться к продавцу. На начальном этапе стоит попробовать обсудить проблему в устной форме, если же не получится — рекомендуется написать претензию с указанием четкого требования без выбора для продавца. На что это влияет? — сроки! Если потребовать возврат денежных средств Закон ограничивает продавца 10-дневным сроком для принятия решения (ст.22 Закона). В случае же предъявления требования о замене товара ненадлежащего качества, такой срок может варьироваться от 7 до 20 дней (если вдруг потребуется дополнительная проверка качества) (ст.21 Закона).
Важно! В случае поступления претензии продавец должен направить потребителю ответ в отношении заявленных требований (п.5 Правил, утв.постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).
Далее, в соответствии с п.5 ст.18 Закона о защите прав потребителей, продавец обязан принять товар и при необходимости провести проверку его качества. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе принимать участие в проверке качества товара, а также присутствовать при проведении экспертизы. Для этого рекомендуем согласовать с продавцом время и дату проведения проверки, а у экспертной организации — узнать о времени и дате проведения экспертизы.
Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, вы будете обязаны возместить ему расходы на проведение экспертизы, а также на хранение и транспортировку товара в связи с ее проведением.
Не редко у владельца товара возникает желание оставить товар, но чтобы его отремонтировали по гарантии (за счет продавца). В такой ситуации Законом установлен максимальный срок для устранения недостатков продавцом (не сервисным центром как сторонней организацией!) — 45 дней вне зависимости от наличия необходимых деталей (комплектующих) для замены (ст.20 Закона).
За просрочку выполнения требований потребителя продавец уплачивает неустойку за каждый день просрочки в размере одного процента цены товара (ст.23 Закона о защите прав потребителей).