Мы привыкли защищать от солнца кожу, очки же большинство выбирает, чтобы солнце не слепило глаза и в качестве модного аксессуара. Но насколько хорошо ваши очки защищают глаза от ультрафиолета?
Уязвимы глаза всех оттенков, но, безусловно, карие — в меньшей степени. Пигмент меланин, который входит в состав пигментного слоя сетчатки, отвечает за поглощение световых лучей, препятствует отражению и рассеянию света по сетчатке, что позволяет сохранить четкость изображения. Поэтому повреждение сетчатки у людей со светлыми глазами (серыми, голубыми и т. д.), то есть с меньшим содержанием этого пигмента, бывает чаще.
Верно ли утверждение: чем темнее очки, тем они лучше защищают?
Степень затемнения очков не связана с защитой от ультрафиолета: наличие ультрафиолетового блока не меняет прозрачность линзы. Контактная линза, блокирующая 95% ультрафиолетового излучения, абсолютно прозрачна. Аналогично защищать могут прозрачные линзы обычных очков с диоптриями.
Важно! Лучше приобрести солнцезащитные очки в оптике, где вы можете самостоятельно проверить на специальном индикаторе наличие ультрафиолетового блока и степень защиты. Детские очки выбираются по тем же критериям, что и очки для взрослых.
В каком месте солнцезащитные очки обязательно использовать?
Солнцезащитные очки нужны и в городе, и на море — ультрафиолет везде един. В солнечной стране лучше использовать очки с большей степенью защиты, чем, например, в северных местностях. А если вы, к примеру, поедете в горы, там, конечно, нужны очень темные очки и с максимальной УФ-защитой, причем не прямые очки, так как необходима защита и от прямого, и от отраженного ультрафиолета.
Как выбрать солнцезащитные очки для водителя? Автомобилистам важно выбрать очки с антибликовым покрытием: раз водитель смотрит через стекло автомобиля, то ультрафиолет в глаза не попадает, но есть блики, которые в яркую солнечную погоду или вечером будут создавать неудобства при вождении. Кстати, очки с поляризационными фильтрами очень даже помогут.
Что смотреть в маркировке?
Очки должны защищать от обоих типов солнечного излучения: лучей типа А (излучение в диапазоне 400-315 нм) и В (излучение в диапазоне 315-280 нм). Очки, защищающие от 99% лучей обоих типов, часто имеют пометку UV400. Она может применяться в разных странах независимо от стандартов, по которым произведены очки. По аналогии может быть пометка UV380 (означает высокую степень защиты, но все же менее 99%) и т. д.
В разных странах стандарты, категории защиты и маркировка могут различаться, но в целом все они требуют как минимум 50%-ной защиты от УФ-лучей типа А (в таком случае защита от лучей В прилагается по умолчанию, потому что они короче лучей А).
В большинстве стран сертификация является добровольной, и пометки в виде номеров стандартов есть не на всех этикетках.
Существует также международный стандарт — ISO 12312-1:2013/AMD 1:2015. Соответствие ему также дело добровольное.
Иногда в маркировке импортных очков с УФ-фильтром указываются категории защиты — в разных странах деление немного отличается. Но принцип общий: чем ниже категория, тем слабее фильтр. Так, 0 означает отсутствие защиты или минимальную фильтрацию.
Какие еще обозначения можно встретить?
Cosmetic — такие очки блокируют менее 50% УФ-излучения.
General — универсальные УФ-фильтры, защищают глаза человека от 50 до 80% солнечных лучей.
High UV-protection — высокий уровень защиты, блокировка около 99% лучей.
Filter Cat — показывают степень затемненности (не путать с категориями защиты от УФ-излучения); выделяется пять степеней. Вместо Cat могут использоваться буквы N или C.
Если очки имеют достаточно хороший уф-фильтр, то степень затемненности — вопрос личных предпочтений. Важно, чтобы с одной стороны свет не резал глаза, с другой, не хотелось снять очки, потому что из-за затемнения вы хуже видите.
Буква P означает поляризацию.
Можно ли вернуть солнцезащитные очки, если не подошли по каким-то параметрам?
Право потребителя на обмен товара надлежащего качества закреплено в статье 25 Закона о защите прав потребителей. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен не подошедшего товара в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен такого товара проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. При этом отсутствие у потребителя товарного или кассового чека не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Вместе с тем необходимо понимать, что изначально потребитель вправе претендовать лишь на ОБМЕН не подошедшего товара, а вот требовать возврата денежных средств за него можно в том случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения к продавцу. Требование о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение 3-х дней со дня возврата указанного товара.
Для начала необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией и указать, по какой причине товар не подошел. Претензия составляется в двух экземплярах, в одном ставится отметка о вручении, а второй передается продавцу. Сам товар при этом может оставаться у Вас, а может быть передан вместе с заявлением, о чем должна быть сделана соответствующая отметка.
Напоминаем, что получить консультации специалистов граждане смогут по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Кировской области +7 (8332) 40-67-24, который функционирует ежедневно с 10:00 до 12:00 (кроме выходных и праздничных дней). Также работает Единый консультационный центр Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43.