Управление Роспотребнадзора по Кировской области призывает граждан быть бдительными при поиске необходимого товара в сети Интернет. Тема виртуального мошенничества остается актуальной.
Обращаем внимание, что в магазине-мошеннике нет ничего, что должно быть на хорошем сайте с возможностью online-покупки:
● подробных описаний товаров со ссылками на производителя;
● полного адреса компании-владельца;
● реквизитов юридического лица или ИП;
● упоминания о защите конфиденциальной информации;
● информации о доставке;
● четких гарантийных обязательств;
● нескольких контактных телефонов.
А ещё у мошенников:
● много негативных отзывов (обычно на сторонних сайтах и в группах в социальных сетях);
● «свежекупленный» домен (долго сайты-мошенники не живут);
● странные реквизиты.
Проверка интернет-магазина
Используя реквизиты магазина, его репутацию легко проверить. Для этого с данными, которые вы раздобыли на сайте (ОГРН, ИНН, КПП, юридический адрес), достаточно зайти на egrul.nalog.ru. Информации здесь будет достаточно, чтобы понять, насколько давно работает организация и работает ли вообще.
Данные о домене (адресе сайта) тоже проверяются. На xtool.ru, например, можно узнать, как давно и на кого зарегистрирован домен. Информацию стоит сравнить с той, что получена на egrul.nalog.ru — если регистрационные данные не совпадают, лучше с этим магазином дел не иметь.
Проверяется благонадежность интернет-магазина и по номерам кошельков электронных платежных систем. И Яндекс.Деньги, и WebMoney — системы прозрачные, репутация любого участника в них детализирована: будут видны и претензии со стороны клиентов.
Стандартных схем обмана не так много, и каждую довольно легко определить еще на этапе покупки. Самое неприятное, что ждет клиента — ситуация, когда, получив деньги, интернет-магазин просто перестает отвечать на письма и звонки. Здесь факт мошенничества — при наличии скриншотов писем и заполненной формы заказа — легко доказать.
Что делать если интернет-магазин обманул покупателя
Заявление о мошенничестве отправляется прямиком в полицию. Одновременно с заявлением стоит подать жалобы:
● в банк, через который проводился платеж за товар;
● в электронные платежные системы — если деньги за покупку были оплачены с одного из электронных кошельков.
Что банки, что администрации электронных платежных систем отвечают не быстро, но за три-четыре недели вполне получится вернуть деньги.
Для получения оперативной электронной консультации можно воспользоваться Государственным информационным ресурсом в сфере защиты прав потребителей по ссылке https://zpp.rospotrebnadzor.ru/ — оставить вопрос-сообщение в рубрике «Виртуальная приемная».
Чтобы предупредить потерю своих средств, на заметку берем следующие моменты для проверки магазина:
— имя домена онлайн-магазина может отличаться от настоящего на одну букву или символ, иметь опечатки, буквы также могут заменить символами — например, цифра «1» вместо латинской буквы «l»
— проверьте, защищенное ли это соединение: нужно навести на значок «замок» слева от URL в поле со ссылкой; лучше не совершать покупки на сайте, который браузер определяет как небезопасный
— в фейковых онлайн-магазинах способ оплаты часто один — картой на сайте
— у таких магазинов нет официальных офисов или пунктом самовывоза
— попробуйте позвонить по контактному номеру: если даже такой указан, скорее всего, работать он не будет
— всегда и везде копируем интернет-адрес магазина, ищем и читаем отзывы: если на нескольких «отзовиках» больше негативных, — стоит воздержаться от покупки.