Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее — Управление) напоминает, что в период с 14 ноября по 25 ноября 2022 года проведены тематическая «горячая линия» и консультации по защите прав потребителей при пользовании услугами такси и каршеринга.
В период работы «горячей линии» от потребителей поступали вопросы по оказанию услуг такси. К наиболее актуальным вопросам от потребителей можно отнести: о регулировании тарифов на услуги такси; о списании суммы за состоявшийся проезд в большем размере, чем при заказе; об обжаловании качества оказанной услуги; о выдаче документа, подтверждающего поездку; о порядке провоза животного.
На все поступившие обращения даны соответствующие разъяснения, в том числе по урегулированию спорных ситуаций.
В этой связи, Управление информирует, что деятельность по оказанию услуг перевозки пассажиров легковым такси регулируют следующие нормативно-правовые акты:
— Гражданский кодекс Российской Федерации;
— Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
— Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
— Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», которое вступило в силу с 01.01.2021.
Новые правила перевозки пассажиров легковым такси устанавливают следующие требования:
◆ перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени, или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя;
◆ заказ фрахтователя принимается фрахтовщиком с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.
Информация для пассажиров до момента подачи такси
● номер принятого заказа
● наименование перевозчика
● размер платы за перевозку легковым такси, причины ее возможного изменения
● исполнение дополнительных требований к перевозке
● планируемое время прибытия легкового такси.
Информация для пассажиров по прибытии такси
● местонахождение
● государственный регистрационный номер
● марка и цвет кузова легкового такси
● фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя
● фактическое время прибытия легкового такси.
Чек для пассажира такси
Чек может быть выдан пассажиру такси в виде электронного документа или в бумажном виде.
Маршрут перевозки такси
Маршрут такси определяется пассажиром. Если маршрут не указан, водитель такси должен следовать по кратчайшему пути или по пути с наименьшими затратами времени на перевозку.
Оплата такси
Оплата должна быть указана независимо от пробега такси и времени пользования такси, т.е. в виде фиксированной платы.
Оплата также может быть установлена на основании тарифа, исходя из расстояния или/и времени пользования такси.
Перевозка багажа такси
В такси можно провозить ручную кладь, которая свободно проходит через дверные проемы (если она не портит сидений, не мешают обзору и вождению водителя).
Багаж перевозится в багажном отсеке, с закрытой крышкой багажника.
Перевозка животных в такси
В такси возможно провозить собак (в намордниках на поводке и подстилкой), а также мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.).
Перевозка животных не должна мешать обзору и вождению водителя.
Фонарь на крышу такси, шашки такси
На крыше такси следует установить фонарь оранжевого цвета.
На кузове такси необходимо разместить квадраты, расположенные в шахматном порядке – в народе «шашечки такси», «шашки такси».
Информация на передней панели
Справа от водителя должна быть размещена информация:
● полное или сокращенное наименование, адрес и номера контактных телефонов фрахтовщика
● номер выданного фрахтовщику разрешения по перевозке легковым такси
● срок действия указанного разрешения
● наименование органа, выдавшего разрешение
● тарифы.
Управление также сообщает, что в целях оперативной помощи, ориентирования и информирования потребителей в вопросах правильного применения положений законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, ежедневно (в рабочие дни) работает телефон «Горячей линии» (8332) 40-67-24 с 10.00 час. до 12.00 час., телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43.