Одним из значимых направлений работы Управления Роспотребнадзора по Кировской области (далее — Управление) является деятельность по защите прав потребителей финансовых услуг.
За 2021 году отмечен прирост обращений граждан на нарушение их прав в обозначенной сфере: количество обращений, в том числе, письменных, увеличилось по сравнению с 2020 годом — со 169 в 2020 году до 190 в 2021 году.
Преимущественными поводами для обращений граждан по-прежнему являются:
• навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя;
• не предоставление либо неполное предоставление информации об оказываемых услугах, включая их стоимость, а также об исполнителе услуг;
• включение в договоры потребительского кредитования условий, ущемляющих права потребителей.
В большинстве своем обращения рассмотрены на основании Федерального закона РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», включая направлением в иные государственные органы по принадлежности вопросов и дачей исчерпывающих разъяснений.
Между тем, в числе подтвержденных по результатам рассмотрения обращений и наиболее актуальными случаями нарушения прав потребителей являются, например, когда:
1) между потребителем и банком при заключении кредитного договора одновременно подписано заявление на включение в Программу комплексного страхования, где сумма страховой премии возвращена потребителю при досрочном погашении кредита в размере четверти от общей, несмотря на пользование заемными средствами короткий срок (1 месяц). При этом ни кредитный договор, ни страховой полис не содержат сведений об оставшейся ¾ суммы страховой премии (отсутствовали цели распределения, за какие услуги и в связи с чем);
2) вывеска при входе в здание исполнителя финансовых услуг, кроме наименования, не содержит информацию о месте его нахождения;
3) в соответствии с условиями договора потребительского займа заемщик выражает свое безусловное согласие (акцепт) на списание кредитором суммы всей или части задолженности со счета заемщика или с карты заемщика. При этом перечисление денежных средств, составляющих задолженность, по требованию кредитора и в его пользу не требует дополнительного согласия или иной авторизации со стороны заемщика, а также отдельного уведомления заемщика.
В соответствии с ч.1 ст.9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске.
В силу ч.2 ст.8 Закона, необходимая и достоверная информация об исполнителе, режиме его работы должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме.
Также, на основании ст.10 Закона исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать, в том числе, сведения об основных потребительских свойствах услуг (п.2 ст.10 Закона).
Кроме того, согласно ст.16 Закона, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Указанные нарушения являются основанием для привлечения к административной ответственности по ч.ч.1 и 2 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Так, по результатам рассмотрения обращений граждан, а также материалов проверок, поступивших из Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, за обозначенный период Управлением приняты соответствующие меры реагирования, в том числе, посредством привлечения недобросовестных хозяйствующих субъектов к административной ответственности (ПАО СК «Росгосстрах», СКПК «Альфа-Ресурс», ООО МК «Турбозайм»).