Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека


Управление Роспотребнадзора по Кировской области

Что такое БАД

25 сентября 2009 13:55:37 | санитарный надзор

Биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или для введения в состав пищевых продуктов.

БАД служат дополнительным источником в рационе человека необходимых, дефицитных пищевых (аминокислоты, витамины, макро- и микроэлементы, витаминоподобные и другие соединения) и источником биологически активных веществ. БАД применяются для нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека. БАД к пище не являются лекарственными средствами, предназначенными для лечения и диагностики заболеваний человека, поэтому могут использоваться обязательно наряду со специфической терапией и только в качестве элемента лечебной диеты (диетического или лечебного питания).

Они вводятся в состав пищевых продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и др. действия, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов.

Дефицит биологически активных веществ в рационе населения приводит к снижению устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, формированию иммунодефицитных состояний, нарушению функции систем антиоксидантной защиты, хронизации болезней, повышению риска развития заболеваний, снижению качества жизни и эффективности лечебных мероприятий.

На сегодняшний день выявлено более 120 биологически активных соединений растительного, животного, биотехнологического происхождения, механизм действия которых расшифрован и тем самым обеспечена возможность их применения в составе БАД, также разработана методическая база для количественного определения этих соединений. Источниками таких идентичных, встречающихся в пище соединений могут быть лекарственные растения, не традиционные для питания продукты моря, продукты биотехнологического и химического синтеза и другие природные источники (продукты пчеловодства, и др.). Использование таких источников более чем оправдано и с экономической, и с научной точки зрения, поскольку содержание в них БАВ в десятки и сотни раз выше, чем в традиционных пищевых продуктов.

Производство и оборот БАД регламентируются, в том числе, санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 апреля 2003 года. В этих правилах даны основные понятия, критерии безопасности при производстве, хранении и реализации БАД.

Производство БАД в последние годы во всех экономически развитых странах становится одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. В России этот рынок начал формироваться примерно с 1999 г. и к 2005г., как отмечают эксперты, в целом уже был сформирован. На потребительском рынке Российской Федерации находится в обороте более 7500 БАД. Только в 2008 году Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека зарегистрировано 1675 БАД отечественного и импортного производства. На конец 2008 г. в России работало 182 предприятия, занятые производством БАД, более половины присутствующих в настоящее время на отечественном рынке БАД производится в нашей стране.

В соответствии с санитарным законодательством РФ, БАД в России подлежат государственной регистрации, которая осуществляется Роспотребнадзором и является подтверждением соответствия качества и безопасности БАД санитарному законодательству РФ. Данные о государственной регистрации БАД заносятся в Федеральный реестр БАД, который можно найти на сайте Роспотребнадзора www.rospotrebnadzor.ru. Производитель БАД несет ответственность за их качество, безопасность, эффективность, достоверность и полноту предоставляемой о продукции информации.

Информация, нанесенная на этикетку БАД, должна содержать:

· наименования БАД,

· товарный знак изготовителя (при наличии);

· обозначения нормативной или технической документации, обязательным требованиям которых должны соответствовать БАД (для БАД отечественного производства и стран СНГ);

· состав БАД с указанием ингредиентного состава в порядке, соответствующем их убыванию в весовом или процентном выражении;

· сведения об основных потребительских свойствах БАД;

· сведения о весе или объеме БАД в единице потребительской упаковки и весе или объеме единицы продукта;

· сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний;

· указание, что БАД не является лекарством;

· дата изготовления, гарантийный срок годности или дата конечного срока реализации продукции;

· условия хранения;

· информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты;

· место нахождения, наименование изготовителя (продавца) и место нахождения и телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей.

Использование термина "экологически чистый продукт" в названии и при нанесении информации на этикетку БАД, а также использование иных терминов, не имеющих законодательного и научного обоснования, не допускается.

Розничная торговля БАД осуществляется только через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски).

Розничная продажа биологически активных добавок к пище осуществляется только в потребительской упаковке, которая должна обеспечивать сохранность и качество БАД на всех этапах оборота.

Реклама БАД не должна:

· создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и/или обладают лечебными свойствами,

· содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок,

· содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок,

· побуждать к отказу от здорового питания,

· создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению.

Пресс-центр



Возврат к списку новостей